Основой докторской диссертации на тему: «Научно-педагогическое обоснование совершенствования физического воспитания школьников с учетом региональных условий», которую он защитил в 2001 году в Казахской академии спорта и туризма, стали результаты исследований изучения региональных особенностей физического воспитания школьников. В 2004 году Тулеген Амиржанович получил звание профессора.

Под его руководством впервые в Западном Казахстане была открыта магистратура по специальности «Физкультура и спорт» при Актюбинском государственном университете им. К.Жубанова. С 2001  года по 2007 годы он являлся директором Актюбинского  филиала «Спешиал Олимпикс Казахстан» и приложил много усилий по развитию адаптивной физической культуры в данной области.  За  годы педагогической деятельности им опубликовано более 100 научных публикаций. Под его руководством защищено 3 кандидатские диссертации, подготовлено более 12 магистров физической культуры.

Плодотворная научно-педагогическая деятельность Тулегена Амиржановича отмечена знаками «За заслуги в развитии науки Республики Казахстан», «За заслуги в развитии физической культуры и спорта Республики Казахстан». Он член-корреспондент Казахской академии образования им И.Алтынсарина, член- корреспондент Петровской академии наук и искусств (г. Санкт-Петербург). Также являлся членом докторского диссертационного совета в Атырауском университете им. Х.Досмухамедова. Отец двух сыновей.

Тулеген Амиржанович свой путь к счастью нашел в педагогике. В коллективе уважают его за исключительную работоспособность и жизненную энергию. Создалось впечатление  открытого, теплого человека и чуткого собеседника.

-В высших  учебных заведениях методы профессионального обучения  часто являются активными и интерактивными, что позволяет усваивать учебный материал наилучшим образом. Но, к сожалению, есть случаи, когда педагог сохраняет пассивный метод преподавания предмета. С чем это связано,  может быть методы различаются в зависимости от роли  учащихся в процессе получения новых знаний? Или это низкая методическая культура самих преподавателей?

-На сегодняшний день ректоратом созданы условия для внедрения современных методов преподавания. Это наличие на всех факультетах интерактивных досок, мобильных классов с ноутбуками, оснащенные методические кабинеты. Проблема в самообразовании нашего преподавателя. В настоящее время преподаватель должен уметь готовить слайдовый материал (в powerpointe), работать с электронным учебником, с интерактивной доской с применением aktivstudioи т.п. Считаю, что некоторая часть преподавателей, я бы назвал их консервативными, просто не желают менять менталитет преподавания и работают по старинке. Но рынок образования, современная школа требует идти в ногу со временем. И кто не воспринимает это своим внутренним «я», то он постепенно должен будет уйти или занять другую нишу в обществе. Другая сторона этого вопроса, то, что любой интерактивный метод  требует рациональности его применения в соответствии с логикой развертывания учебного процесса. Здесь я бы хотел добавить и то, что преподаватель сам, владея этими методами, должен научить студентов этому. Есть такое выражение «Я преподаю так, как меня научили». По окончании института анализируя деятельность того или иного выпускника,  у него спросят «кто тебя учил».

-Я знаю что, Вы сами применяете активный метод преподавания, но всегда ли удается Вам «оживить» аудиторию?

-Считаю, что каждый уважающий себя преподаватель должен проводить занятие таким образом, чтобы оно не было каким-то шаблонным. В зависимости от ситуации, даже иногда по ходу занятия в рамках темы, идет импровизация, которая направлена на «вытаскивание наружу» мыслительных процессов, возникающие у студентов. Есть выражение «нет плохого студента», есть «плохой преподаватель». Каждый человек является  индивидом, поэтому он может развивать свой интеллект разными методами, к примеру, чтением популярной литературы.

Я стараюсь «расшевелить» даже самого слабого студента, потому что у него тоже свой ход мыслей, его рассуждения могут внести свою лепту в решение, рассматриваемой на занятии, проблемы.

Мне самому трудно судить о самом себе. Думаю, что у тех студентов, с которыми я работал (ныне это студенты 3,4 курса казахского отделения специальности «Физкультура и спорт»), изменился взгляд на нашу профессию. Я вижу это по их глазам и отношению к своему делу.

-Вы пришли в науку благодаря баскетболу. Что для Вас баскетбол?

-Несколько слов о том, как я пришел в науку. В сентябре 1984 года я работал в Гурьевском педагогическом институте старшим преподавателем кафедры спортивных дисциплин. Меня вызвал проректор по научной работе доктор исторических наук, профессор Алдамжаров З.А. (ныне покойный) и предложил поехать в Москву на стажировку. В то время я действительно был полностью вовлечен в занятия баскетболом. Был старшим тренером области, сам играл. Это предложение круто перевернуло мою жизнь: я пошел по тропе науки и до сих пор служу ей. Да, баскетбол для меня стал отправной точкой в научной деятельности. В 1991 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Особенности скоростно-силовой подготовки баскетболисток разных игровых амплуа» на базе Государственного центрального ордена Ленина института физической культуры, где я учился в аспирантуре на кафедре баскетбола и гандбола. Что для меня баскетбол? Это моя аура. Когда я пошел в пятом классе на секцию баскетбола, я изменился: стал лучше учиться, более дисциплинированным, собранным, волевым. За все это я благодарен своему папе, который поддержал мою тягу к баскетболу и моему тренеру Андреевой Валентине Ильиничне. Когда я усиленно занимался докторской диссертацией, одна из ученых профессоров спросила меня: откуда у Вас, Тулеген Амиржанович, такая целеустремленность, терпеливость, воля. Тогда я ответил, что все это благодаря спорту, а именно баскетболу.

-Как Вы считаете, студентам-спортсменам нужны поблажки в учебе?

-Если мы делаем им поблажки, то мы им оказываем медвежью услугу. Считаю, что мы с ними должны работать по суворовскому методу «тяжело в учении, легко в бою». Помню себя самого, тех сильных учителей, которые нас «гоняли» и дали твердые знания по основным предметам.

Студент-спортсмен после окончания своей спортивной карьеры всегда найдет работу. Может стать тренером. Я всегда говорю своим студентам, что надо ценить то время и шансы, которые предоставила судьба. Ведь немало их сверстников таскают мешки на базарах, или носят вещи на вокзалах, занимая относительно низкую нишу в обществе.

В настоящее время спортсмен должен быть интеллектуалом. У нас есть много примеров. Это Аскат Шахаров, Галиб Джафаров, Серик Конакбаев, Юрий Мельниченко. Это спортсмены, добившиеся в спорте высоких результатов, но в то же время они занимают в обществе руководящие посты. На своих занятиях студентам поблажки не даю, съездил на соревнования, будь добр, занимайся самостоятельно, программу должен освоить.

-Вы в своих научных публикациях постоянно поднимаете проблему физической культуры молодежи и пути их разрешения. Но ведь до сих пор отношение молодежи к физкультуре и спорту остается относительно низкой. Что делать? Вы ведь тоже с супругой воспитываете двух сыновей. 

-Как специалист выскажу аналитическую точку зрения на развитие массового спорта в нашей республике и отношение к ней молодежи. Президентом страны поставлена задача 30 %-го вовлечения населения в занятия спортом. Этого мы можем добиться через организованные группы занимающихся. Это дошкольные, школьные и вузовские учебные учреждения. Хочу отметить, что Казахстан постепенно продвигается в этом вопросе. В нашей стране прошли 7 зимние Азиатские игры, построены в последнее время спортивные сооружения мирового уровня. Развитие спорта высших достижений позволяет вовлекать и население в активные занятия спортом. Проблема состоит в недостаточной занятости молодежи занятиями физической культурой, в их мотивации и возможностями использовать предоставляемые услуги спортивных комплексов (фитнес-клубы и занятия в спортивных сооружениях зачастую платные). Но мое мнение, ситуация стала лучше, чем была раньше. В начале своего  пути независимый Казахстан имел 296 детских спортивных школ, сейчас их стало в 3-4 раза больше. В г.Актобе за последние годы появились прекрасные спортивные сооружения (Дворец  теннисного спорта, строится большой спортивный комплекс). Для проведения свободного досуга молодежи в спортзалах стало больше возможностей. Благодаря усилиям спортивной общественности, спортсмены нашей области за последние 2-3 годы с последних ступеней поднялись на более высокие, и сейчас по многим видам спорта занимают лидирующие позиции. В нашем институте учатся боксеры, самбисты, тэквондисты, победители республиканских и мировых первенств.

Считаю, что каждый молодой подрастающий человек должен понимать, что лучше заниматься спортом, улучшать свое здоровье, чем тратить большие деньги на лекарства при различных заболеваниях. Мой старший сын серьезно увлекался в юношеские годы борьбой, настольным теннисом. Сейчас поддерживает свою спортивную форму. Младший ходит на гимнастику.

-Вы отличаетесь стремлением ко всему прекрасному и обладаете выраженными творческими способностями. Например, я слышала, что Вы неплохо играете на инструменте и поете? Кому или чему  Вы благодарны за эти качества?

-  Я не учился в музыкальной школе. И на мои творческие  способности повлияло много факторов. Я, как и многие дети моего времени, проводил летнее время в пионерских лагерях. В походах мы часто пели. Там постепенно вырабатывались мои музыкальные навыки. В школе же учительница пения дала толчок для развития моих вокальных способностей. А гитарой я овладел в 9 классе. Товарищ из нашего двора, по моей просьбе, стал учить меня играть на гитаре. Я упорно занимался и очень быстро научился. Уже освоив некоторые аккорды, часами мог сидеть за гитарой. Но в основном, думаю, что интерес к музыкальному творчеству заложено генетически от родителей. Мой папа неплохо играл на домбре, а мама пела. Считаю, что люди любого поколения формируются, воспитываются на песнях, музыке их времени. Так сложилось, что моими любимыми исполнителями были и есть Юрий Антонов, Алла Пугачева. Есть слова песни в кинофильме «Весёлые ребята»: «нам песня строить и жить помогает». Я очень люблю петь, и именно петь в хорошей компании. Хорошая песня поднимает настроение и является источником стимулирования жизнедеятельности в позитивном направлении.

-Чем больше препятствий, тем вернее путь. Это мое рассуждение, а как Вы думаете?

-По жизни так сложилось, что путь мой был тернистым. На каждой новой ступени меня ожидали разные испытания, которые, несмотря на их значимость, нужно было достойно проходить. О них за одно интервью не расскажешь. Но одно я твердо уяснил. Результат, достигнутый трудом, является более ценным, чем ты его добыл легким путем. Я благодарен судьбе, своим родителям, учителям, которые мне дали фундамент тех качеств, которые помогли мне в трудные минуты. Считаю, что все, что сегодня есть в моем потенциале, это результат анализа решения тех проблем, которые возникали в трудные времена. В заданном вопросе есть как бы две стороны медали. Проходя эти трудности, препятствия, в любом случае человек жертвует здоровьем, сменой места жительства, привычным ритмом жизни, спокойствием. Но с другой стороны без этого человек не закаляется, не формируется его уверенность, психологическая стойкость к любым неожиданным ситуациям сегодняшней нашей неспокойной жизни. Поэтому мой девиз из песни в кинофильме «Дети капитана Гранта»: искать, найти, бороться и не сдаваться».

-Большое спасибо за интервью.

 

Беседу вела Гульнара Дауылбайкызы.

О журнале

Свидетельство о перерегистрации

СМИ № 14089-Ж

16.01.2014.

ISSN: № 2312-475X

Подписной индекс:4646

<< < Январь 2015 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 25
26 27 28 29 30 31