- В 2009 году  Вы были награждены премией акима области в честь 20-летия принятия Закона “О языках в Республике Казахстан”. Я поздравляю Вас! Скажите сколько языков Вы знаете и насколько важно сегодня знать языки помимо родного?

- Я воспитанница советской системы образования и как многие мои ровесники не могу похвастать тем, что знаю несколько языков. Условия жизни в авторитарном обществе, определяемые Центром, так же как и “закрытые” границы, не вызывали необходимости изучения нескольких языков. Ситуация резко изменилась с приобретением нашей Республикой независимости, демократизацией казахстанского общества и конечно же с вступлением человечества, благодаря техническому прогрессу, в век информации, что в свою очередь открыло границы в получении информации.

Потребность в знании казахского языка вызвана обострившими патриотическими чувствами гражданина суверенного Казахстана и желанием внести свой вклад в развитие своего государства, быть полезной своему народу, а процесс глобализации в свою очередь вызвал необходимость знания других языков. Сегодня востребованность человека во многом определяется его способностью получать и использовать информацию, его коммуникативными возможностями, и здесь немаловажная роль отведена знанию языков. Закон “О языках в Республике Казахстан” отвечает этим требованиям времени, направлен на решение этих актуальных вопросов и я считаю своим долгом участие в реализации языковой политики государства. 

-Наступает новый 2014 год, следом и Ваше день рождения. Говорят что, дети, которые родились зимой, вырастают сильными и благородными. Это так?

- Думаю, что дети могут родиться сильными и благородными в любое время года, определяющим является то, в каких условиях они живут и кем воспитываются. Говорят же, что дар дается свыше, “падает с неба”, но жизнеспособность его зависит от условий, от “почвы” на которую дар попадает.

- У Вас очень интересная работа. Работа, которая заставляет Вас быть всегда бодрой и способной ориентироваться в информационных потоках. Вижу, что Вы успеваете.

- Работа для меня действительно очень интересна! Интересна потому, что я получаю удовлетворение от возможности самореализации, возможности использовать свой потенциал и видеть результаты своего труда.

Но вот по поводу “успеваете”... Думаю, что тот же интерес  позволяет мне если не опережать, то хотя бы идти “в ногу” с инновационным процессом. Так, например, в этом учебном году я с группой соавторов подготовили и опубликовали учебные пособия: в январе “Критическое мышление в образовательном процессе” и в августе “Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века”, которые отвечают первостепенной задаче, поставленной Президентом страны в октябре этого года для всей современной системы образования “подготовку людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках”, дают способы решения этой задачи.

Пять лет назад совместно с областным управлением образования мы разработали проект формирования ИКТ-компетентностей учителей области, включающий в себя не только изучение информационных технологий, но и проведение конкурсов, позволяющих выявить уровень освоение данных технологий учителем, а следом в область приходит приказ МОиН РК о проведении Республиканского конкурса на “Лучшие цифровые образовательные ресурсы” и вышеназванный проект позволяет прийти к объявленному МОиН конкурсу через целенаправленную, системную работу по формированию в нашей области ИКТ-компетентностей учителей. И еще один пример, на курсах “Применение информационных технологии и Интернет ресурсов в учебном процессе” обучили 100 преподавателей нашего вуза.

И всё же по поводу «успеваю» - НЕ УСПЕВАЮ!.. Очень многое хочется изучить, освоить, исследовать, появляются все новые и новые идеи, но катастрофически не хватает времени! Я раскладываю на своём рабочем столе стопками бумаги, к которым нужно вернуться и с тоской на них поглядываю: «Не успеваю!». Помню, что было время, когда я по крохам собирала нужную мне информацию, но сегодня, когда информация так доступна, я, к моему большему сожалению, с трудом нахожу время на её изучение.

- Расскажите об основных направлениях работы центра?

- Прежде всего, это конечно курсовые мероприятия, проводимые на основании договоров, планов и приказов Министерства образования и науки РК и заявок педагогов Западного региона. Темы курсов определяются по заявкам слушателей и учебных заведений или мы сами предлагаем образовательным учреждениям программы курсов, составленные кафедрами нашего института. Стараемся охватить бюджетными курсовыми мероприятиями учебные заведения все уровней: дошкольные, школьные, средние специальные и высшие, поэтому по республиканскому трансферту предлагаем курсы и для воспитателей детских садов, и для учителей школ, и для преподавателей колледжей и ВУЗов. Однако платные курсы мы проводим по заявкам и так получается, что наиболее востребованными мы оказываемся для учителей школ. Это и объяснимо, так как они многочисленнее, да и реформы образования, начавшиеся со школ, продолжают их будоражить своей неопределенностью. Ещё одним очень важным направлением работы Центра является оказание консультативной помощи. Во-первых, в проведении опытно-экспериментальной работы в школе и подготовке к публикации материала по таким проблемам как: - адаптации технологии «Учебный портфолио» в общеобразовательной школе №36, Новой средней школе; - по разработке и апробации критериального оценивания в общеобразовательной школе №6.

И, во-вторых, за консультацией по самым различным актуальным проблемам образования к нам обращаются и учителя и методисты школ, воспитатели детских садов, студенты и преподаватели АРГУ и других ВУЗов. Отвечая на запросы педагогов области, ИЦ АРГУ проводит в межкурсовой период различные форумы.

Очень важным направлением работы ИЦ мы считаем участие в обсуждении актуальных проблем образования на таких мероприятиях как: заседание Рабочей группы по разработке и обсуждению программ обучающихся семинаров-тренингов для методистов и учителей по внедрению нового содержания образования 12-летней школы, проводимых в рамках плана мероприятий Министерства образования и науки РК по переходу на 12-летнее образование; заседание Рабочей группы по разработке и обсуждению новой, 12-бальной системы оценивания, проводимой в рамках плана мероприятий Министерства образования и науки РК по переходу на 12-летнее образование;

- Какие курсы, проводимые центром, более востребованы на сегодняшний день среди общественности?

 - Наверное, опять-таки, как результат веления времени, реформирования системы образования, потребность в предметных курсах сегодня не столь велика – к нам идут в основном за инновациями. Востребованными стали такие курсы как «Готовность учителя к инновационной деятельности как условие модернизации системы образования», «Проблемы инклюзивного обучения», «Применение информационных технологии и Интернет ресурсов в учебном процессе», «Инновационная педагогическая технология «Дебаты» как средство реализации компетентностного подхода в образовании», «Интерактивные методы обучения в подготовке учителя новой формации».

- Как Вы думаете, на каком уровне установлена творческая связь между учеными-педагогами и учителями-практиками?

 - По какой классификации мы будем определять уровень творческой связи? Если определяться  в рамках триады: достаточный уровень, более чем достаточный уровень и недостаточный уровень, то, несмотря на то, что уже делается в системе образования для обеспечения взаимосвязи между учеными-педагогами и учителями-практиками, а это и совместные конференции, и как я уже говорила, руководство учеными опытно-экспериментальной работой школы, и научное руководство исследовательскими работами школьников – всего этого ещё далеко недостаточно! И особенно сегодня, в период реформирования системы образования. Конечно же, мы можем назвать множество объективных причин, в силу которых нет тесной взаимосвязи с учителями-практиками, но «дорогу осилит идущий» и нам использовать любые возможности для эффективного взаимодействия науки и практики!

- Тренинги, которые Вы проводите в рамках нескольких программ, очень актуальны. Вы довольны результатами?

- Каждый тренинг предполагает свои результаты и поэтому о каждом результате нужно было бы говорить отдельно. Но все тренинги объединяет то, что в каждом из них мы идем от способностей участников и даем им возможность самореализации «здесь и сейчас», в рамках тренинга. Это очень сложно, а без навыков ведения тренинга просто невозможно. Например, в Москве, 6 декабря 2009 года  для региональных тьюторов международной программы Intel«Обучение для будущего» был проведен обучающий тренинг и тренер А.М.Баннов, видя неоднозначное отношение присутствующих, сказал, что если Вы проведение подобных тренингов видите как задачу, которую нужно решить то дерзайте и у Вас получится, но если Вы воспринимаете необходимость ведения тренинга как тяжелую проблему, которая тяготит Вас, то лучше откажитесь от нее. Я считаю, что тренинг на сегодня самый адекватный целям системы образования Казахстана форма и способ проведения занятий, реализующий такие современные принципы образования, как компетентностно-ориентированный, деятельностный, рефлексивный. Сама я получаю удовольствие от проведения тренингов и стимулом для меня является осознание того, что то, что я делая действительно востребовано, актуально.

- В своей работе Вы часто наблюдаете за развитием интеллектуального роста современных учителей. Кого Вы могли назвать педагогом нового времени?

 

- Я бы сказала, что учителя растут, не только интеллектуально, а скорее профессионально. И мы, в рамках курсовых и межкурсовых мероприятий не столько повышаем квалификацию, сколь изменяем, адаптируем учителя к современным требованиям, готовим его к исполнению новых ролей, так как по выражению одного из современных психологов: «Сколько не усовершенствуй керосиновую лампу, она электрической не станет». Система повышения квалификации сегодня призвана не усовершенствовать качества транслятора информации, а способствовать формированию, развитию учителя новой формации – учителя-менеджера, содействующего в свою очередь развитию ученика, и обучение на курсах повышения квалификации предполагает разрушение сложившихся в прошлом стереотипов мышления и стиля профессиональной деятельности педагога и формирование открытого педагогического мышления, рефлективности.

Для меня такими, принявшими, освоившими новые роли и функции являются Омархан Галида – заместитель директора КСШ №36, Джулаева Ляззат – учитель казахского языка и литературы областной школы для одаренных детей им. М.Кусаинова, Ахметова Айгуль – директор, учитель начальных классов школы «Аманат»,  Узакбаев Серик – учитель истории школы «Сымбат», Еденова Айгуль – учитель начальных классов средней школы №3.

- Вам нравится, отмеченные в лекции Президентом страны «Интеллектуальный прорыв в будущее», ряд умений: умение делать, умение учиться, умение жить, умение жить вместе в современном мире. Но  обеспечить формирование этих умений в образовательном процессе нелегко. Вы согласитесь?

 

- Позвольте не согласиться. Не так это сложно, если уметь… То есть вновь встает вопрос о подготовке и переподготовке учителей для реализовывать в учебном процессе новых функций: функций менеджера, координатора, фасилитатора, модератора, направляющего деятельность учащегося; организующего и координирующего его самостоятельное познание, освоение нового учебного материала. И это приведёт к тому, что в учителя недалёкого будущего будут совсем не похожи на своих «собратьев» - сегодняшних учителей. Поэтому, уже сегодня, проводя курсы в интерактивном режиме, мы даём возможность слушателям курсов в самом учебном процессе курса прожить, прочувствовать эти роли, каждый учитель имеет возможность отработать навыки организации самостоятельной деятельности обучаемых, навыки социального взаимодействия, профессионального общения, получает различный эмоциональный и деятельностный опыт, который и будет основой неких психологических образований личности, основой новой профессиональной культуры учителя. Думаю, что именно деятельностный подход станет эффективной методологией построения практико-ориентированного образования в ХХI веке.

- Ваши пожелания к Новому Году…

 

- Проблемы в жизни человека всегда были и будут. И мне очень понравилась проходящая красной строкой через всю Международную научно-практическую конференцию «Чему и как учиться и учить в ХХI веке?» в Москве идея: «Проблемы – наши друзья». Проблемы держат человека в тонусе, активизирую его на их решение. И пожелать мне хочется всем в этом новом году, чтобы имели желание и возможность решить все возникающие на жизненном пути проблемы!

                                                                          Беседу вела Гульнара Даулбайкызы      

О журнале

Свидетельство о перерегистрации

СМИ № 14089-Ж

16.01.2014.

ISSN: № 2312-475X

Подписной индекс:4646

<< < Январь 2015 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 25
26 27 28 29 30 31