-Программа оздоровления населения, разработанная в Вашей стране, набирает масштабы. Эту методику внедряют в своей работе Ваши казахстанские коллеги. В чем секрет успешности этой программы?

- Эта программа, которую я пропагандирую, очень развита в Евросоюзе. Я уже был в Самаре (Россия), в Алматы и Уральске (Казахстан), также здесь участвовалв интернет-конференции. Суть программы состоит в том, что надо отходить от старого пути, нельзя человека принудить на действие, которое ему не нравится. Не все любят бегать, не все любят подтягиваться. Существует огромное количество рекреации, (рекреация – лат. recreation – восстановление), это все, что мы делаем в свободное время. Бывают активные и пассивные виды рекреации. Наша программа предлагает много возможности активного вида восстановления. И человек сам будет выбирать, что ему по душе. У нас регулярно счет ведет Главное статистическое управление Польши (GUS) о том, сколько человек занимается физической культурой в стране. И без этого можно наблюдать на улицах города людей на разных площадках активного отдыха и велодорожках. Быдгощ похож на Актобе, с 400 тысячным населением. Вдоль канала реки проложена велодорожка длиною 200 километров, тренажеры расставлены по всему городу. Заниятие физкультурой 10-15 лет назад не имела такой популярности. Такой инфроструктуры тоже не было как сейчас. За эти годы правительство Польши, пропогандируя население на здоровый образ жизни через рекламы на радио и телевидение, сумело сделать из нее моду. Могу подчеркнуть интересный факт - среди последователей активного образа жизни большую часть составляют пожилые. У нас открылось огромное количество институтов третьего возраста, куда люди на пенсии приходят и занимаются всем тем, чем не смогли заниматься в молодости: изучают иностранные языки, обучаются компьютеру, занимаются музыкой и танцами, учатся плавать. У меня есть группа по плаванию активных бабушек, самой старшей из которы 93 года. У нее не было возможности раньше обучатся плаванию, да и такого количества бассейнов тоже не было. Оплата за посещения в группы плавания символическая – 50 PLN (злотых), это в размере 12 евро. Старшое поколение с большим удовольствием посещают разные группы. Ведь каждая встреча со своими сверстниками большая радость, духовное удовлетворение. Физическое здоровье имеет 3 составляющие: физическое, психическое и социальное. В Польше все оздоровительные программы финансируются государством.

 

- Что Вы думаете о психологии физической культуры? Каждая встреча с Вами – это вдохновенье. Но оно может пройти через время после встречи. И люди будут продолжать свою привычную жизнь, только вспоминая о поддержке своего здоровья, как только начнутся проблемы со здоровьем. Или когда появятся сезонные мотивации, особенно у женщин, похудеть к лету. Как изменить психологию массы, чтобы они поняли - занятие физкультурой самый главный залог, во-первых, здоровья, а потом уже красоты?

 

- У вас есть много видов казахского национального спорта. Имеется огромная территория для езды на лошадях. Также ваши широкие просторы позволяеют внедрить для оздоровления населения такие виды активного спорта как маукинворд, это новый вид спорта только начинает развиваться в мире, катание на доске с большими колесами, к нему цепляется парус, а для паруса идеален попутный ветер, который у вас постоянно дует. Я внимательно ознакомился с программой «Казахстан -2050», где одним из важных пунктов является повышение качества жизни и здоровья населения страны. Качество жизни видно, что на высоком уровне. Поднимать качество здоровья, наверно, нужно через стабильную социальную рекламу. Ее можно распространять через СМИ и общественные организации. Открывать университеты третьего тысячелетия. Больше нужно пропагандировать новые формы рекреации. Знакомые всем виды активного спорта как футбол, бакетбол, волейбол, езда на велосипеде не всех могут привлечь. И не всем могут подойти. У нас, например, массовое внимание привлекают йога, фитнес, танцы Jumba (Зумба).

- В нашем университете Вы прочитали лекцию на тему «Теория и методика обучения по плаванию». Расскажите об особенностях Вашей методики.

 

- Я уже 20 лет занимаюсь улучшением методики обучения плаванию, и наблюдаю, что у многих моих коллег сложены стереотипные понятия. До сих пор инструктор или тренер по плаванию делает акцент на правильность и темп плавания: чем быстрее - тем лучше. Поэтому 90% занятия занимает заплыв от стены до стены. Это неправильно. Каждое занятие должно принести не только результаты, но и удовольствие. Инструкторам надо быть больше в воде вместе с обучающиемся. Однажды я сидел в холле одного бассейна и наблюдал такой интересный случай. Там ждали дети своих инструкторов. Одна подошла, дети встали и пошли за ней. Другой подошел, то же самое. А когда третья подошла, дети кинулись на нее, радостно пищали. Значит ее метод обучения нравится детям. Я и добиваюсь, чтобы таких инструкторов больше было. Ведь технические виды спорта –скучные, поэтому здесь большую роль имеет создание благоприятной атмосферы. Каждое занятие должно быть творческим, чтобы приходя, людям было интересно посещать такие занятия. В своей методике обучения по плаванию я преследую две цели: явные и скрытые. Явные цели –мои ученики должны освоить свою будущую професию. А вот скрытые - это развить фантазию к кросоте плавания. Я не говорю об этом прямо, но направляю и наблюдаю. Процесс обучения каждого снимается на камеру и они сами могут посмотреть результаты своего обучения, равивая фантазию и стремясь к лучшему. Эту же работу я проделываю со студентами, которые получают образование дистанционно. Я приехал с целью обмена опытом. Пригласил студентов и преподавателей вашего вуза на стажировку к нам, где по программе будут предоставляться многие формы современной рекреации для обучения, около 30-и видов: большой теннис, водные виды спорта на воде, стрельба из лука и другие. У нас имеется оборудование для этих видов активного спорта. В программе обучения больше времени занимают практически занятия. После окончания обучившиеся могут здесь внедрить эти видов рекреации. Шестерых студентов вашего вуза мы будем ждать у себя на летний семестр, среди них есть будущие спортивные инструкторы, менеджеры по туризму, педагоги и психологи. Дальше преподаватели тоже будут приезжать на повышение квалификации. Я очень последовательный человек, лично буду контролировать, что наше сотрудничество дало хорошие результаты. Наш вуз с практическим профилем обучения. Мы уделяем 80% учебного процесса на практику. Это не утомляет студентов, повышает стремление обучиться своей будущей специальности.

- В последнее время Вы поднимаете вопрос об электронном обучении и выступаете в различных мероприятиях с докладом на эту тему. Безусловно, этот вид обучения современный и малозатратный. Но об эффективности электронного обучения возникает много вопросов. Ваше мнение?

- Электронное обучение я в своей деятельности использую как дополнение, как один из современных методов учебного процесса. Например, за неделю прибывания здесь я не успею охватить всю программу, которую хотел бы. Очень мало времени для этого. Поэтому продолжать курс я буду дистанционно, через специальные платформы. Если не было бы электронной формы обучения, я не смог бы закончить запланированный курс. Есть группа студентов из Казахстана, которые учатся в нашем вузе дистанционно, они полгода получают теоретические знания. А когда приезжают к нам уже немного знают польский язык, быстро ориентируется по учебному корпусу, потому что они раньше видели его виртуально. Конечно, дистанционный процесс обучения не заменяет основной, но может быть прекрасным дополнением к нему.

- Помимо всего Вы успеваете заниматься научной деятельностью..

- От научной деятельности тоже можно получать огромное удовольствие. Интересные гипотезы, их доказательства и исследование – это все интересно мне. В науке никакой результат – тоже результат. У меня своя научная школа. Я работаю с аспирантами. Очень интересные люди. Мне вообще повезло в жизни встретиться с очень интересными людьми. Это уже половина успеха в жизни.

- Известно, что качество здоровья зависит от физической культуры на 20 процентов, а остальное от правильного питания, образа жизни и т.д. Мне интересно узнать о Вашем режиме жизни. Как Вы поддерживаете свое здоровье?

- У меня очень напряженный график жизни, много выездов из страны, поэтому не всегда удается соблюдать здоровый образ жизни. Но у меня есть несколько видов активного отдыха: это ходить с маленькой доченькой в бассейн, ей всего три с половиной года, очень любит воду. Я ее не только обучаю плаванию, я с ней играю в воде. Для меня это приятный вид рекреации, отдыхаю от будничных забот. А еще живу возле леса - часто с семьей гуляем там, собираем грибы. Кроме этого во дворе есть небольшой сад, и мне нравится физический труд: стричь траву, ухаживать за деревьями, поливать цветы. Каждая активность, которая заставляет человека двигаться, при этом вызывающая приятные эмоции, очень полезна. В семье все гормонично. Супруга Татьяна - моя единомышленница. Она чемпионка мира по гандболу, преподает теорию и методику по этому виду спорта. Но я не хотел бы своим детям спортивную карьеру. Я занимался профессиональным плаванием 15 лет и повредил позвоночник, хотя плавание считается универсиальным видом спорта и универсиальным доктором. Физическая активность приносит пользу, а какой бы вид спорта не был, вносит вред здоровью. Мы с супругой детям разрешаем все. Старшая дочь изучает языки. Она уже свободно говорит, кроме родного польского, на английском, русском, украинском, японском языках. Начала изучать и китайский язык. Находит время на езду на велосипеде. Младшая - очень активная, занимается скалолазанием, плавает, вот она все -таки выберит спорт. Здесь меня приняли очень тепло, я благодарю от всего сердца руководство университета, также профессора Тулегена Амиржановича Ботагариева и весь коллектив кафедры физического воспитания.

О журнале

Свидетельство о перерегистрации

СМИ № 14089-Ж

16.01.2014.

ISSN: № 2312-475X

Подписной индекс:4646

<< < Январь 2017 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31